Собаки на службе в МЧС

0
388

Лабрадоры, немецкие и бельгийские овчарки, русские спаниели, бордер-колли, бигли, таксы и метисы — спасатели и служат в «Центроспасе».

На их счету не одна сотня спасенных жизней. Чтобы найти людей после землетрясений, ураганов, техногенных катастроф, обрушений и пожаров, они идут по битым камням, расколотому кафелю, стеклам, раскаленным листам кровельного железа… Для собак предусмотрены специальные бахилы из кевлара, их используют там, где много стекол, битого кафеля или разлиты, рассыпаны едкие вещества.
Когда необходимо, в специальном альпинистском снаряжении спускаются с проводником с вертолета на отвесные скалы. Бывает, стирают в кровь подушечки лап. А еще их чуткие носы выявляют взрывоопасные предметы и взрывчатые вещества.

А началось все в мае 1995 года во время работ по ликвидации последствий разрушительного землетрясения в Нефтегорске, на острове Сахалин. Именно тогда было принято решение о создании кинологической службы в МЧС России.

По оценке ученых, это было самое мощное землетрясение за всю историю геофизических наблюдений в нашей стране. Стихия ударила ночью. Поселок нефтяников был разрушен до основания, полностью рассыпались 17 крупноблочных домов, которые не были предназначены для сейсмоопасных районов.

Выезжая на ЧС, берем с собой наши стандартные укладки, металлические клетки, на которые сверху надеваются чехлы, запас сухого корма для повышенных нагрузок, который обеспечивает собакам больше энергии для работы, — рассказывает спасатель-кинолог второго класса Михаил Кобзев, который работает в «Центроспасе» с 2009 года. — А также миски, палатки для собак, куда в зимнее время при необходимости ставим обогреватели. А еще — тент, маркерную ленту для обтяжки лагеря, шанцевый инструмент — пилы, лопаты, топоры, и в обязательном порядке — мусорные мешки.

Если предполагается, что собака будет работать на высоте, берем специальное альпинистское снаряжение. Для собак есть специальная страховочная система (обвязка), выполненная по той же технологии, что и для человека. Обвязки для собак у нас шести размеров. При спуске с вертолета, а также при подъеме на отвесные стены или скалы собака подвешивается и крепится к индивидуальной спусковой системе проводника. Рев двигателей собакам-десантникам нипочем. Они прошли спецподготовку, привыкли работать в завалах рядом со спецтехникой.

Тренировать собак энтузиасты «Центроспаса» начали еще в 1994-м. Многие пришли в элитный отряд МЧС из альпинизма, знали, что такое лавина и как важно вовремя обнаружить под толщей снега людей. А лучшим «поисковым прибором» как раз считается собака.

Быть наставником в подготовке собак, кстати, совершенно безвозмездно, по просьбе спасателей тогда согласился один из лучших профессиональных инструкторов служебного собаководства — Евгений Александрович Умблия.
Собаки были разные: русский спаниель, миттельшнауцер, черный терьер, шотландский сеттер и два эрдельтерьера. Тренировки проходили по четыре-пять часов не менее раза в неделю. Через несколько месяцев собаки приобрели необходимые навыки поиска и обозначения пострадавших. А на что способны, вскоре и показали в ходе поисково-спасательных работ в Нефтегорске.

Собаки на службе в МЧС2

18 марта 1996 года был подписан приказ о создании отдельного поисково-спасательного кинологического отряда (ПСКО), который впоследствии стал поисково-спасательной службой (кинологической) отряда «Центроспаса».

Это теперь спасатели берут для обучения щенков в возрасте 2–3 месяцев. А в 1996 году им пришлось работать с собаками в возрасте не менее 8 месяцев. Это были три личные взрослые собаки спасателей-кинологов и «отказники», которых по разным причинам решили оставить хозяева. Через 4–5 месяцев им уже предстояло пройти сертификационные испытания на допуск к применению по предназначению. А к реальным работам допускаются собаки в возрасте не менее 12 месяцев.
Это четвероногая братия, успешно пройдя сертификационные испытания, и заступила на службу в отряде «Центроспас».
В 2011 году «Центроспас» стал одним из 16 спасательных отрядов, прошедших международную аттестацию, которую проводила международная поисково-спасательная консультативная группа INSARAG Организации Объединенных Наций.

Но только специалисты-кинологи знают, сколько нужно терпения, чтобы не только воспитать и обучить служебную собаку, но и постоянно поддерживать ее в рабочей форме и развивать ее навыки.

Тренировки проходят в любую погоду: в жару, холод, дождь и метель. В «Цетроспасе», где расквартированы собаки-спасатели, есть тренировочная площадка и специальный полигон.

— Нашим собакам в ходе поисково-спасательной операции часто приходится перемещаться по различным неустойчивым, подвижным конструкциям. Для отработки ловкости и послушания на тренировочной площадке стоят разборные и переносные снаряды с подвижными бумами, наклонными лестницами, тоннелями, — рассказывает Михаил Кобзев. — Раз в неделю мы обязательно выезжаем на занятия за город. Едем или в заброшенный пионерский лагерь, или в недостроенную больницу, или в лес. Берем с собой переносные снаряды, устанавливаем их на разных площадках, чтобы собаки привыкали работать в различной обстановке.

При подготовке поисковых собак спасатели постоянно вводят всё новые и новые усложнения и отвлекающие раздражители. Кстати, любой желающий может поучаствовать в качестве статиста на тренировке собак-спасателей. Достаточно приехать в «Центроспас». Тут расположен уникальный полигон с нагромождением бетонных блоков, завалами из досок, домом на сваях, изогнутыми трубами, огромной кабельной катушкой с полым барабаном внутри, колодцами с люками, ящиками, стоящими на разной высоте… Для нас — мусор и хаос, для кинологов — отличная площадка, где отрабатывают свои навыки четырехлапые спасатели.

В любую из этих конструкций может спрятаться статист. И будьте уверены, собака вас найдет! Ей не нужен контрольный образец запаха, она, как говорят кинологи, работает «без занюшки», реагирует на легочный запах, безразлично какого человека.

Четырехлапых спасателей в «Центроспасе» готовят по нескольким специализациям: поисково-спасательная служба, горно-лавинная служба, минно-разыскная служба, поиск тел погибших.

Преобладают, конечно, расчеты, ориентированные на поиск уцелевших людей. Но после командировки в Индию в 2001 году, где в результате землетрясения под завалами осталось большое количество трупов, в отряде начали натаскивать собак на поиск тел погибших.

Первой такой собакой в «Центроспасе» стала восточноевропейская овчарка по кличке Ерзон Барсиолл Октай, которая имела рабочий псевдоним Зонтик. Пес, кстати, очень полюбился работникам уголовного розыска. Зонтика с проводником, спасателем 2-го класса Евгением Галяткиным, постоянно приглашали на поиск жертв, погибших от рук убийц.
Теперь эстафету у Зонтика приняла лабрадор Ясмин.

Чаще всего собака сообщает кинологу о находке лаем. Это объясняется тем, что собаку бывает не видно, она заходит за стену, спускается в провал, углубляется в густой лес. То, что она нашла человека, можно понять, когда она залает. Но бывают и другие способы обозначения. Например, собака подводит проводника к месту, которое она нашла, или берет в пасть прихваточку — специальную веревочку, которая висит у нее на ошейнике. Это уже называется «подводка с брингзелем».

Понятно, что работает собака по запаху не просто так. Тут важно, как говорят кинологи, положительное подкрепление. Вот и Ясмин получает лакомство, а потом в качестве финального поощрения — игрушку, мячик.

Есть собаки, которые любят играть, соответственно, они получают за выполненную работу игрушку. Есть собаки, которые с удовольствием работают за награду в виде лакомства. Обычно это рубец, мясо, птица, рыба. А одну из собак у нас, например, подкрепляют творогом. Именно его она любит больше всего.
В процессе тренировки мы создаем эмоциональный рефлекс. То, что собака уже нашла запах, вызывает у нее удовольствие, гормоны начинают поступать в кровь. Таким образом, замыкается цепочка: она искала, нашла, начинает обозначать это место, и ей уже от этого хорошо. А подкрепление лакомством или игрушкой уже носит некий ритуальный характер.

По нормативным документам в 8 лет у собаки наступает старость, по человеческим меркам ей уже за 60. Но это не значит, что собаку автоматически отправляют на пенсию.

— Тут все индивидуально, — говорит Илья Заславский. — Смотрим, как собака выполняет задачи, которые ей предлагаются на испытаниях. Если у нее хорошее обоняние, она нормально передвигается по разрушенным зданиям, у нее хорошая скорость и достаточно сил, для того чтобы за определенное время обыскать большой участок местности, то она получает допуск еще на один год работы. Каждый год наши собаки проходят сертификационные испытания. Реально собаки у нас работают лет до одиннадцати. А когда выходят на пенсию, как правило, остаются жить у кинолога.

А проводник воспитывает нового четырехлапого поисковика и нюхача. При отборе щенков кинологи обращают внимание на его наследственность, насколько он любознателен, смел, добродушен к людям, не боится ли громких звуков. Бывает, что специально чем-нибудь гремят. А еще поисково-спасательная собака должна быть энергичная, веселого нрава и азартная в работе.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь