Единственный в России Центр реабилитации аистов

0
273

Аисты уже несколько тысячелетий живут исключительно рядом с человеком. Соответственно все их неприятности происходят на глазах у людей, а иногда и из-за них. Аисты очень сообразительные, они привыкают к человеку и становятся совсем ручными, как собаки или кошки. В России гнездится около 10 тысяч пар аистов, Псковская область по их количеству находится на втором месте после Калининградской.

Орнитолог Марина Сиденко родом из Ростова-на-Дону, где аисты не водятся. Поэтому когда семнадцать лет назад приехала на работу в национальный парк «Смоленское Поозерье» и впервые увидела этих птиц, была ошеломлена: такие большие, такие роскошные и совсем рядом с человеком.

Я давно думала, вот если бы у меня были деньги, то не надо мне золота-бриллиантов, я бы сделала реабилитационный центр для аистов. Но деньги так и не появлялись, а годы шли. И я решила больше не ждать. Написала проект «Построим дом для аистов» и разместила его на краудфандинговой платформе — там нам удалось собрать 340 тысяч рублей. Впрочем, важны не столько деньги, сколько то, что начинание получило известность.

Проект оказался весьма востребованным. На берегу реки Желча есть деревушка Низовицы — всего несколько десятков домов. Во дворе одного из них ходят аисты. Много. Три десятка прекрасных белых птиц. Дикие собратья давно улетели в Африку, а эти остались: один слишком слаб, другой травмирован. Всех их приютила Марина Сиденко, превратившая свой дом в «Дом белого аиста».

Единственный в России Центр реабилитации аистов

Сейчас аистов в Низовицы привозят не только со всей Псковщины, но и из Ленинградской, Смоленской, Тверской областей.

Даже если Марина очень-очень устанет, деть своих птиц ей просто некуда — зоопаркам аисты не особенно нужны, а другого такого центра в России не существует. Хорошо, что муж и дочь относятся к жизни среди аистов с пониманием.

«Дом белого аиста» живет на пожертвования, которых едва хватает. Содержание стаи аистов — дело накладное. Кормление одной птицы — это в основном куриные субпродукты и мелкая рыба. А еще Марина строит для своих питомцев «зимнюю резиденцию». Переносить холода на улице аисты не могут, а в имеющемся зимнем вольере стремительно увеличивающейся стае уже тесно.

Единственный в России Центр реабилитации аистов

Если в прошлом году на зиму осталось пятнадцать аистов, то в этом будет около сорока (птиц продолжают привозить до сих пор). Еще через год, надо полагать, количество может вырасти до сотни. Нынешние аисты-инвалиды уже никуда не денутся, а новые будут прибывать и прибывать.

— Я думала остановиться на тридцати птицах, но как отказать, если аист в беде? — пожимает плечами Марина.

У нас огромное количество разнообразных комитетов, министерств и департаментов по охране природы. Но попробуйте им позвонить и сказать: тут аист, у которого травмировано крыло. Думаете, чиновники откликнутся? Да даже в тех регионах, где аисты занесены в местную Красную книгу, а значит, должны находиться под охраной, никто не знает, как оказывать им помощь. В России нет ни одного государственного реабилитационного центра для диких животных. Все существующие — частные либо волонтерские.

Что дальше? Ориентировочный план есть. Во-первых, Марина собирается проводить в «Доме белого аиста» дни открытых дверей. Показывать, рассказывать и, возможно, в ходе этих встреч находить аистам-инвалидам новых хозяев.

— В идеальном варианте я хотела бы видеть сеть аистиных центров по стране, — мечтает Марина. — Россия очень большая, ареал обитания белого аиста здесь обширный, и нашего единственного центра, конечно, недостаточно. Пока я по большому счету занимаюсь благотворительностью: трачу свои силы и время на спасение диких птиц. Но я вижу, что сейчас в России настало время, когда подобные проекты можно развивать. Хотелось бы, чтобы государственная машина если не помогала, то, по крайней мере, не мешала бы это делать. В наше больное время такие добрые проекты очень нужны. Нужны и птицам, и людям!

Источник: rg.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь